440 views

Велосипеды детства из СССР.

Автор: , 03 Июл 2021

детство

Просто от себя.
Не про счастливое детство в СССР. Не про замечательную советскую технику. Просто немножко о себе и о том времени.
Я городским мальчишкой был, и хотя тот район города, где мы жили с мамой, был большим поселком, деревню, где жила моя бабушка, я любил больше. Где и проводил все свободные от школы дни.
И вот очередные каникулы, летние. Я приезжаю в деревню, где меня ожидает бесценный для меня подарок, велосипед «Орленок». Мама получала всего шестьдесят рублей в месяц, и такие покупки были затруднительны для нее. А вот бабушка сумела накопить за зиму, и порадовать внука.
Это просто чудо! Это не какая-то там игрушка. Это вещь! Зеленого цвета, с двухцветным сидением, с кармашком позади сидения, где лежат отвертка, семейный ключ, ключ для натягивания спиц и аптечка для ремонта камер и покрышек. К раме, ниже сидения прикреплен насос. И еще!!! На руле рукоятка переднего тормоза! И это все мое!
Дядя, немедленно к раме перед рулем прикрепил еще одно сидение, это мне навязали пассажира в виде моего двоюродного брата. Я любил брата, который был младше меня на шесть лет. Катал его постоянно, но иногда и хотелось, и нужно было ездить одному, что было весьма затруднительно. Он всегда стоял на посту у велосипеда, если тот не был мною оседлан. Мои деревенские друзья, так же гоняли по пыльным деревенским дорогам на таких же велосипедах. Салки – догонялки, игра в войну на велосипедах, ночные поездки в соседние деревенские сады, на рыбалку, за грибами, за ягодами, за подсолнухами и горохом на совхозные поля. Без велосипеда жизнь мальчишек и девчонок того времени в сельской местности была немыслима.
Время шло, сидение и руль подняты до предела, и вот на очередные летние каникулы меня встречают мои деревенские друзья на взрослых велосипедах. Все, как один на велосипедах «Минск». Конечно, я мог еще одни каникулы покататься на своем детском, что делал вначале. Но… Мой лисапед был короткими штанишками на мне, когда мои друзья носили техасы. Бабушка была уже на пенсии, наш с мамой семейный бюджет к тому времени не вырос, второго, взрослого велосипеда мне купить не могли.
Наступили грустные времена для меня. Салки – догонялки и войнушки были уже в прошлом, но гонки и поездки в отдаленные места были для недоступны. Можно было, конечно, пассажиром на багажнике одного из друзей, но было, как-то унизительно. Девчонку на раме прокатить, или малыша – это нормально, а вот постоянно напрягать кого-то из друзей, это уже…
Рядом с бабушкой жила ее сестра, у нее был разведенный с женой сын, который жил с ней. Видя мои мучения, он разрешал мне иногда пользоваться его велосипедом «Десна». Ну а пацану только предложи. Постепенно я вывел это транспортное средство из эксплуатации его моим дядей. На работу и с работы он уже ходил пешком. И забирал его у меня, лишь для отдаленных поездок, которые были не так уж и часты. Дальние поездки стали мне доступны, а вот с гонками не так все было просто. «Десна» и сам был тяжелее «Минска», и на ход был тяжелее. Тем более моя практика езды была меньше практики моих друзей. От гонок я постоянно увиливал. Приходить последним было не в моих правилах.
В начале вторых летних каникул я попал в серьезную аварию. Улетел на чужом велосипеде в овраг и погнул раму около руля. Погнул ее интересно, только по вертикале, и при езде это никак не мешало, но вещь была испорчена. Большого нагоняя я не получил, но понял, лучше теперь от бесплатного проката мне отказаться.
Долго бегать пешком мне пришлось. Мне уже было немало для пацана лет, и дядя, мой родной дядя, тот, что украшал мой первый велосипед вторым сидением, предложил мне пойти поработать на каникулах грузчиком на ткацкую фабрику, которая находилась в соседней деревне. Да, в то время небольшие фабрики могли находиться даже в небольших деревнях. Я до этого уже два лета подрабатывал на совхозном току тем же грузчиком, разгружая бортовые грузовики с зерном, поэтому работы не боялся. Тем более, что работа на фабрике начиналась не с рассветом, как на совхозном току, что было для меня проблемой, ложиться я любил под утро, а в восемь часов утра. Я согласился. Проработал я на фабрике чуть меньше месяца, а потом мои коллеги по работе, наливая из бочки краску, поставили мне бочку острым ребром на большой палец левой ноги. Бочка весила без ведра краски двести килограммов. Палец мой не выдержал. Я ушел на больничный с производственной травмой. Директриса фабрики, а в деревнях, находящихся по соседству, каждый каждому был чуть ли не родственником, попросила дядю, чтобы я и мои близкие не поднимали шума с больничным, она все мне оплатит, как отработавшему за время больничного листа. Я до конца каникул просидел дома, прогулял, прокостылял по летним деревенским окрестностям, а по окончанию каникул получил большие для юнца деньжищи почти за два месяца.
Куда деньги? Да велосипед купить, конечно, в первую очередь. Однако мама меня отговорила. Я стал быстро расти. Из одежды и обувки почти не было ничего. Она попросила, мол, давай я сейчас деньги потрачу, а потом, по весне, мы купим тебе большой велосипед. Каникулы закончились, будет всего лишь несколько выходных, когда я могу покататься а нем, мол, потерпи до следующего лета. И я согласился.
И вот очередной конец очередной весны. Я сам иду в универмаг и покупаю себе большой, взрослый велосипед. Дело было в субботу. А по субботам сесть в автобус, едущий в деревню из города, было практически невозможно. Он забивался пассажирам так, что иногда двери закрыть было невозможно. Я еду в деревню на велосипеде. А это ни много ни мало, а тридцать три километра. Крутыми же спусками и крутыми подъемами дороги в нашей местности просто пересыщены. Приехал я к бабушке сильно уставшим и уже поздно вечером. Решил отложить презентацию своего велосипеда на завтра. Утром, как никогда я рано проснулся, вывез из сарая свой велосипед, и обомлел. У проулка, ведущего с главной улицы деревни к бабушкину дома, мои деревенские товарищи встречали меня верхом на мотоциклах «Восход-2М».
Это был удар!
На свой велосипед я больше не сел.
На нем потом мой дядя ездил на работу на ту же ткацкую фабрику. Я так был ошарашен в тот день, что не помню даже, какой я купил велосипед. Тот же «Минск» или какой-то другой. Их немало разных марок было в продаже.
Ну и понятно, что на мотоцикл я за летние каникулы заработать уже не мог.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв