460 views

Бинт.

Автор: , 09 Сен 2021

Порезал палец. Достал упаковку с бинтом. Развернул. Плюнул. Боковые концы бинта словно погрызены мышами. Другого нет. Забинтовал этим, нитки точат в разные стороны. Вспомнилось. Пока не забылось, запишу.
Ветераны войны, и ветераны труда того времени, которыми восхищаются сегодня нынешние власти, и восхищаются по праву, долгое время были не в радость властям, да и не только им. Так вот от меня о трудовых буднях одной женщины того времени.
Моя бабушка до войны жила в годе Бабушкине рядом с Москвой, сегодня Бабушкинский район города на севере Москвы. Работала на заводе где делали резиновые сапоги и галоши, работала в карбидной яме. Был такой завод в Москве, и была в обиходе такая обувь – галоши. Их надевали не только на валенки, но и на ботинки в те времена. Ноги всегда были сухими, и носились ботинки намного дольше. Не промокали, а значит потом быстро не гнили.
Началась война. Было очень голодно бабушке в Москве. Бабушку переманили в деревню ее же близкие родственники. Которая находилась немного больше ста километров от Москвы. Но пошла она в деревне не в сельское хозяйство, не в колхоз. В соседней деревне была ткацкая фабрика, выпускавшая марлю, куда она устроилась на работу. А марля это бинты медицинские. Война и бинты вещи неразделимые, что и понятно. Войн без ранений не бывает. Так как мужики были все на фронте, работала она в котельной при фабрике. Котлы в то время, конечно, топились не газом. Обычным углем. А уголь имеет свойство шлаковаться после сгорания. Приходило время, когда котлы необходимо было чистить от шлаков. Существовали, конечно, определенные правила техники безопасности. Котлу обязательно давали остывать до приемлемой температуры. Затем в топку лез чистильщик. Он под метлу убирал топку от того, что оставалось в ней после сгорания угля. Я не знаю почему именно так. Наверное, не получалось хорошо почистить, находясь снаружи. Вполне возможно, что это связано с конструкцией тех котлов.
Но так было в мирное время. Только вот в войну все было иначе. Котел нельзя было надолго останавливать. Раненым на войне необходимы были бинты. Перед очередной чисткой в котельной котла, в речке, что протекала ниже фабрики метрах в тридцати, делалась большая прорубь. Затем бабушка надевала на себя две телогрейки, двое ватных штанов, набирала в рот воды, чтобы не ломило зубы, на нее надевали сырую ватную шапку, марле заматывали лицо, и поливали ее из шланга холодной водой. Бабушка залезала в топку и работала там, пока не загоралась на ней втроая мокрая одежда. Второй ватник и вторые ватные брюки. Она выпрыгивала из топки, выбегала из котельной, бежала вниз по склону к реке, и ныряла в прорубь. И подряд так несколько раз.
Выжила в то время. Но в тридцать с небольшим лет стала инвалидом. Ревматизм мучил ее до смерти. Работать дальше физически она могла с огромным трудом, потому лишь заливала водой и кипятила куб. Кубом называли на фабрике большой бак, в котором кипятили воду для того, чтобы рабочие могли заваривать чай. Понятно, что зарплата была минимальной, в связи с чем и пенсия потом стала небольшой.
Для справки. Ткацкая фабрика находилась в деревне Маслово Московской области, что расположена на реке Смедва. Ныне на месте фабрики пустырь. Рыночной экономике она стала не нужна.
Пишу статью, а по телевизору Шнур рекламу орет. Говорят, он больше всех из шоубизнеса в этом году заработал. Кому на Руси жить хорошо?

About the author

Комментарии

Ваш отзыв