Тротуарная плитка.
Автор: Геннадий, 27 Сен 2009
Село Тамбовской области, Сосновского района Нечаево. Когда-то село было большим и многолюдным. Большой клуб, школа, магазин. Но все это теперь лишь в истории. Двери и окна заколочены. Выработанная в стариках, оставшихся доживать свой век здесь, временами социализма дисциплина, не позволила им растащить пустующие здания по дощечке по своим дворам. А молодежи здесь давно нет. Колхоз разорился, выживать натуральным хозяйством никто из них не захотел, поэтому и разбежались все по просторам нашей страны. В поисках заработков, в поисках лучшей жизни. Приезжают иногда, проведывать родителей, похоронить умерших, посетить их могилку на кладбище.
Я попал сюда случайно. Знакомый собирался посетить оставшихся здесь родственников, но перед самым отъездом сломалась его машина. Там, в Сосновском районе есть еще деревня Мариновка, родина моей жены. Ее родственники давно уже также разъехались, но тяга к малой родине еще жива в ней, узнала про беду знакомого и сама напросилась им помочь. Они не отказались. Мне отказаться было грех. Когда еще сподобимся на такую поездку. И вот, заскочив перед этим в Мариновку, мы в Нечаеве.
Знакомый вместе со своими родственниками пьет самогон, меня же завтра ждет обратная дорога, а пить по рюмке не по мне, если уж пить то досыта, поэтому мне лишь редька. К вечеру мужики в хорошем подпитии. На улице пошел дождь, приходится кое-кого провожать до дома. Хотя здесь люди, привыкшие к черноземному месиву. Привыкшие, преодолевать его в любом состоянии. Но такова участь трезвых, разводить пьяных по их домам. Кто-то отстранялся от провожатого у своей калитки, а кого-то приходилось вводить прямо в дом. Открыв одну из калиток, и шагнув за нее, я испытал некую не комфортность для своих ног. Они уже привыкли к грязи, а тут вроде как ступил на тротуар. Под ступнями сухо и твердо. Хозяйка дома, услышав нас, растворила на террасе дверь, пустив оттуда свет на дорожку. Я посмотрел под ноги. Вот так да! Дом развалюшка, а под ногами тротуарная плитка. Зарубежные стройматериалы пришли в русскую глубинку.
Подпел хозяину дома, которого провожал, на расставанье. Простились. Я пошел к дому родственников знакомого. Слава богу, деревня в одну улицу. Дошел. Не заблудился. В доме за столом хозяйка дома и моя жена, дожидались меня. Остальные уже легли спать. Присел за стол, захотелось перед сном чайку испить с тамбовским земляничным варением. За чаем поинтересовался у хозяйки, насчет тротуарной плитки. Да какая там тротуарная плитка. Какие там современные стройматериалы. Отвечала та. Здесь раньше почти в каждом доме такая плитка от калитки до дверей лежала. Еще, бог знает, с каких времен. Да ну, не поверил я. Откуда? Рассказ ее был короток, много времени у меня от сна не отобрал, остальное дорасспрашивал у знакомого, во время обратной дороги.
Дело было еще во время НЭПа. Жил здесь гончар неплохой. И вот однажды, в воскресенье, поехал он на рынок крынками торговать. Торговли хорошей не получилось. С выручки хватило лишь справить жене полушалок, да себе на поллитра водки. Ехал обратно груженый под завязку своим же товаром. Прошел дождь. Телегу таскало по сырому чернозему. У одной избы на дороге возился боров в грязи, и хрумкал потерянный кем-то кочан капусты. Проезжая мимо борова, телегу тряхнуло, сзади свалилась с телеги крынка, и прямо борову по носу. Тот взвизжал, и кинулся прямо на лошаденку. Кобыла с испугу понесла. И откуда в этой кляче столько сил было. Мужик выронил вожжи, скукошился на телеге, и уже уповал только на небеса. Но неожиданно у своего двора лошадь резко остановилась. Мужик со своими горшками полетел с телеги и упал между оглоблями под хвост кобыле. Сверху его сначала завалило горшками, а потом испражнениями своей лошади. Которая, от испуга решила опорожнить свой кишечник в неподходящее время. Мужик от злости поколотил оставшиеся непобитыми крынки, отмылся, обмыл бабью обновку, подумал, собрал черепки, и выстлал ими дорожку к дверям дома. На второй день подумал еще, и заперся на весь день в своей гончарной. К вечеру он извлек из нее странные продолговатые толстые плиты. Собрал черепки, насыпал песку, и по песку выстлал дорожку этими плитами. Соседи приходили, подивились, заказали у мужика для своего дома такие же. Скоро вся деревня гордилась сухими чистыми дорожками к своим домам. Дальше, больше. Уже продукция мужика пошла по всему району. Он забросил свои горшки, нанял пару помощников, и лепил эти плиты. НЭП отменили. Мужика чуть не посадили, как зажиточного. И вскоре его производство свернулось. И вот теперь к нам вернулось это все, но теперь уже, как новые западные технологии. Сколько таких изобретений еще потеряла Россия?
У меня на одном моем старом блоге тоже похожая ерунда была. Думал кто то балуется ))). Потом понял что это такое. И тоже эту фигню не убирал. Все равно блог потом забросил.
Но лучше весь этот хлам наверное убрать… если не собираетесь тоже, как я, блог забрасывать…